На Красноармейском направлении в зоне специальной военной операции небо находится под надежным контролем российских зенитчиков. Круглосуточную боевую работу ведут расчеты зенитного ракетного комплекса «Тор-М2» в составе группировки войск «Центр». Эта машина стала грозой для самых разных воздушных целей, от малых разведывательных и ударных беспилотников до высоколетящих крылатых и баллистических ракет.
Экипаж, действующий слаженно с 2023 года, прошел славный боевой путь от Харькова до Запорожья. Где бы ни появлялись эти комплексы, они создают над позициями российских войск непроницаемый купол, надежно прикрывая небо Донбасса. Результат их работы впечатляет — на счету этого расчета уже более пятидесяти принудительно «посаженных» вражеских дронов.
Оператор-наводчик младший сержант Александр Иванов в беседе с корреспондентами ВЕСТИ Донбасс описывает свой труд как постоянную боеготовность. Когда в небе появляется воздушная цель, времени на раздумья практически нет. Объект немедленно берется на сопровождение, и дальнейший анализ лишь подтверждает первоначальное решение. Для зенитчиков важна любая цель, ни одна не должна пройти незамеченной.
Попытки ВСУ нейтрализовать этих стражей неба с помощью комбинированных ударов пока не увенчались успехом. «Тор» эффективно справляется с воздушными «глазами» противника — беспилотниками «Лелека» и «Фурия», а также с более мощными образцами. Умная машина, как отмечают военные, самостоятельно определяет дистанцию, азимут и скорость цели, что делает ее исключительно точной.
Однако служба на передовой всегда сопряжена с риском. Один из выездов едва не стал для экипажа фатальным, когда из слепой зоны оврага на технику вышел американский БПЛА. Только благодаря бдительности и мгновенной реакции механика-водителя трагедии удалось избежать. Начальник расчета лейтенант Иван Безмылов поясняет, что по стоящей технике дрону поразить цель гораздо проще, тогда как маневрирующая машина сбивает с толку алгоритмы наведения беспилотника.
Опыт командира, прошедшего путь от механика-водителя и заряжающего до руководителя расчета, сегодня бесценен. Он отмечает, что правила ведения боевых действий постоянно меняются, и побеждает тот, кто способен быстрее адаптироваться. Сейчас основная работа часто ведется в ночное время, когда противник особенно активен. Но для «Тора» время суток не имеет значения — его оптический визир и тепловизионная камера обеспечивают одинаково четкое видение цели и днем, и ночью.
Механик-водитель рядовой Игорь Серяков, чья выдержка и мастерство заслужили уважение всего экипажа, скромно говорит о своей работе. Он не считает себя героем, подчеркивая, что все находятся в одной лодке и у каждого своя зона ответственности. Его задача — вовремя прибыть на позицию и так же вовремя ее покинуть. С теплотой он называет боевую машину «Ториком» и отмечает ее феноменальную проходимость, которая не раз выручала в распутицу, когда комплекс практически «садился на брюхо».
Разработанный и производимый на Ижевском электромеханическом заводе «Купол» (в составе Концерна ВКО «Алмаз-Антей»), зенитный ракетный комплекс «Тор-М2» не имеет аналогов среди комплексов малой дальности. Его ракеты способны уничтожать цели на расстоянии до 15 километров и на высоте до 12 километров.
Модернизированная радиолокационная станция обнаруживает воздушные объекты за 32 километра, видя даже аппараты, созданные по технологии «стелс». Оснащенный шестнадцатью зенитными управляемыми ракетами, каждый такой комплекс способен самостоятельно отразить целый авиационный налет, оставаясь надежным щитом на страже российского неба.


















