Новейшая система ОрВД Московского авиаузла доказала свою безотказность

Два кратковременных сбоя, произошедшие 19 и 24 октября в работе системы организации воздушного движения Московского авиаузла, не оказали никакого влияния на безопасность полетов. Каких-либо отказов в работе основных систем не происходило и выявлено не было. 

Об этом сообщает пресс-служба концерна «Алмаз-Антей», являющегося разработчиком и производителем данной системы, в ответ на многочисленные публикации в СМИ о нарушениях работы систем нового Центра управления полетами (ЦУП) Московского центра автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД).

В Концерне подтвердили, что в указанные дни были зафиксированы нештатные ситуации в работе системы. В первом случае наблюдался сбой в работе комплекса средств автоматизации управления воздушным движением, который, впрочем, был тут же парирован средствами встроенного и автономного резервирования. Во втором случае наблюдалось нарушение процесса автоматической обработки плановых сообщений, которое было устранено после перезапуска некоторых серверов.

При этом, отмечают в Концерне, данные кратковременные проблемы не отразились на системе технического управления и контроля, так как остановки работы программ не было.

Устранение проблемы потребовало некоторого времени, что связано с отсутствием у персонала эксплуатанта опыта, необходимого для диагностирования сложных технических сбоев. Во время сбоя в МЦ АУВД дежурил специалист Концерна, и если бы при первом обнаружении проблемы он был проинформирован, то время устранения проблемы составило не более 10 минут, — отмечают в пресс-службе.

По результатам анализа сбоя выработан комплекс мер, направленных на устранение возможности повторения подобных сбоев.

«Начальный этап эксплуатации систем подобного уровня сложности зачастую сопряжен с возможностью сбоев программного обеспечения, которые проявляются, как правило, в связи с тем, что новая система работает под полной нагрузкой и с участием всего задействованного в процессе персонала. Другими словами, идет процесс приработки. На этапе испытания столь сложных систем, когда в работе задействован ограниченный состав персонала, выявить все нюансы практически невозможно. В начальном периоде эксплуатации возможны – и возникают – сбои в работе подобных систем самых передовых мировых разработчиков», — сообщил заместитель генерального директора Концерна по продукции для аэронавигационной системы и продукции двойного назначения Дмитрий Савицкий, слова которого цитирует пресс-служба.

По его словам, задача разработчика – совместно с эксплуатантом устранять возможные в период приработки и полной нагрузки сбои, при этом полностью исключить их влияние на управление воздушным движением. Для выполнения этой задачи Концерном организовано круглосуточное дежурство квалифицированного персонала в ЦУП МЦ АУВД.

Представитель Концерна также констатировал, что, несмотря на это, от диспетчеров и инженеров эксплуатанта требуются знания и умения, позволяющие в случае возможного сбоя своевременно перейти на резервные системы и продолжить управление воздушным движением: во Внуково есть резервные рабочие места диспетчеров, а также совершенно автономные системы bypass и резервная система управления воздушным движением.

«Подчеркну, что нештатные ситуации, возникшие во Внуково 19 и 24 октября, никак не могли повлиять – и не повлияли – на безопасность полетов», — подчеркнул Дмитрий Савицкий.