На постройку ВСМ Москва — Петербург потребуется 750 млрд руб. из бюджета

Ленинградский железнодорожный вокзал.

Порядка 750 млрд рублей государственной поддержки потребуется для строительства высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург.

Как пишет во вторник газета «Коммерсантъ», финансовая модель инфраструктурного проекта включает капитальный грант на 200 млрд рублей, заем из ФНБ в размере 380 млрд рублей и субсидируемый кредит ВЭБа в размере 170 млрд рублей.

Общая потребность проекта в финансировании оценивается в 1,7 трлн руб. При этом текущая модель проекта не включает участок Москва — Нижний Новгород.

Капитальный грант, фактически будет освоен за два года. Его перечисление должно начаться в 2021 году, но лишь в размере 88 млн руб. В 2023 году предполагается освоить 140 млрд руб., в 2024-м — 60 млрд руб.

Оставшиеся 170 млрд рублей предполагается получить от ВЭБа по ставке ИПЦ+5% на срок 17 лет с льготным периодом в пять лет на возврат основного долга. В ВЭБ.РФ «Коммерсанту» сообщили, что пока переговоры на эту тему не ведутся.

Фаза строительства ВСМ намечена на период с 2020 года до конца 2026 года, эксплуатации — до конца 2059 года. На операционную прибыльность, согласно модели, проект должен выйти в первый полный год эксплуатации — в 2027 году, первую чистую прибыль планируется получить в 2033 году.

Расчетная выручка проекта в 2030 году составит 147 млрд руб., в 2040-м — 338 млрд руб. Чистая приведенная стоимость (NPV) — 686,6 млрд руб., внутренняя норма доходности (IRR) — 9,4%, дисконтированный период окупаемости — 30,8 года.

На закупку подвижного состава будет потрачено около 2,2 млрд евро, для ВСМ планируют закупить 42 поезда по 52,3 млн евро за штуку. По словам собеседника газеты, это означает приобретение новых поездов, а не адаптацию действующих.

Пассажиропоток проекта в 2030 году, по расчетам РЖД, по всем корреспонденциям составит 23,3 млн человек, из них 16,3 млн человек — на направлении Петербург — Москва. К 2040 году общий пассажиропоток достигнет 28 млн человек.