Аэрофлот заподозрили в лоббировании интересов Boeing на российском рынке

Нешуточные страсти разгораются вокруг недавно введенного в эксплуатацию нового московского центра управления полетами «Госкорпорации по организации воздушного движения в РФ» (ГК по ОрВД).

Ранее в СМИ появилась информация о двух сбоях в работе системы управления воздушным движением Московского авиаузла «Синтез-АР4», разработанной концерном ВКО «Алмаз-Антей» и установленной в новом ЦУП. После этого представители авиаперевозчика — ПАО «Аэрофлот» направили два письма в Росавиацию, в которых выражается недовольство работой данной системы.

Как сообщает ИА «Ридус» со ссылкой на источники в ЦУП, в частности, авиаперевозчики разгневаны задержками прибывающих в Шереметьево рейсов из-за векторения (отклонения самолета по команде диспетчера с первоначально заданного курса), а также случаями отправления в зону ожидания рейсов дочерней авиакомпании-лоукостера «Победа» на подлете ко Внуково.

Вместе с тем в экспертном авиасообществе рождаются самые неожиданные версии причин происходящего. А в самой ГК по ОрВД, отвечающей за работу ЦУП и авиадиспетчеров, указывают на надежность системы управления воздушным движением (УВД) и настаивают на отсутствии какой-либо связи между функционированием этой системы и озвученными проблемами «Аэрофлота».

По итогам инцидента в ГК по ОрВД отметили, что каких-либо неполадок или отказов в работе автоматизированной системы «Синтез-АР4» выявлено не было.

Это подтвердили и представители разработчика системы — концерна «Алмаз-Антей, которые пояснили, что произошедшие кратковременные инциденты не угрожали и не могли угрожать безопасности полетов и не могли привести к каким-либо ограничениям воздушного движения в зоне действия Московского авиаузла.

В свою очередь, диспетчеры московского ЦУП отвергли претензии «Аэрофлота» и  обратили внимание авиаперевозчиков на инфраструктурные проблемы, присутствующие в самих аэропортах, которые зачастую приводят к задержкам рейсов, непунктуальности прибытия авиабортов в Московскую зону, длительное освобождение самолетами взлетно-посадочной полосы, а также на несоблюдение «слотовой дисциплины» — то есть времени, выделяемого самолетам для взлета или посадки.

В самой ГК по ОрВД официально предложили «Аэрофлоту» и другим авиаперевозчикам провести совместную проверку причин задержек рейсов и выработать план совместных действий по устранению возникающих неприятностей.

Несмотря на ряд высказываний спорных экспертов, заявлявших о том, что причина неполадок в Шереметьево заложена в неверных алгоритмах автоматизированной системы ОрВД, основанных на системных ошибках в ее проектировании, источник ИА «Ридус», связанный с работой нового центра управления полетами, заявил, что за месяц с лишним после ввода новой системы, никаких «неверных алгоритмов», погрешностей, влияющих на УВД, или системных ошибок выявлено не было. По словам собеседника агентства, еще до воода системы в эксплуатацию разработчик учел и отработал все замечания.

При этом другой источник «Ридуса», близкий к Минтрансу, видит в претензиях «Аэрофлота» и вовсе лоббистский интерес. По его словам, не так давно представители американской корпорации Boeing обратились в правительство РФ с предложениями по оптимизации управления воздушным движением в воздушном пространстве страны.

«Ну а воплощать в жизнь концепцию должна дочерняя структура Boeing — компания Jeppesen», — особо подчеркивает собеседник «Ридуса». Вовлечен, по его словам, в этот проект и «Аэрофлот». Цена вопроса — миллиарды бюджетных средств.

«Таким образом, получается, что национальный перевозчик на фоне сложной внешнеполитической обстановки и антироссийских санкций лоббирует интересы крупнейшего американского производителя авиакосмической и военной техники», — подытожил собеседник агентства.